?

Log in

No account? Create an account

На крыше

Чувства, мысли и… Фотография

Previous Entry Share Next Entry
Хорошая – плохая…
rider7
Можно позанудничать?

Вечный вопрос: какая фотография хорошая, а какая плохая? Наверняка, многие задавали себе этот вопрос. И многие сталкивались с разными оценками фотографий: вот это отличное фото, а вот это ерунда, фотография не удалась. Я слышал разные мнения, например, что в хорошем фото должна быть обязательно идея, или нельзя назвать фото хорошим, если оно технически некачественное – нерезкое, например, нельзя сделать хорошее фото на мыльницу или телефон и т.д. Таких суждений существует огромное количество.


Я тоже задумался, какие есть критерии оценки фотографии, которые позволили бы назвать ее однозначно плохой или хорошей. И пришел к выводу, что объективно плохих или хороших фотографий просто не существует.

Но это только объективно. Дело в том, что в нашем мире нет ничего, что мы воспринимали бы объективно. А раз так, то и фотографии можно оценивать только в контексте двух факторов – цели, с которой создавалась фотография, и зрителя, который воспринимает и оценивает фотографию.

Цели. Могут ли быть бесцельные фотографии? Думаю, нет. Осознанная или неосознанная, но цель есть всегда. Мы снимаем свою семью в отпуске – цель: оживить воспоминания, поделиться с друзьями. Фото отвечает данной цели? Если да, хорошее, нет – плохое. Другая цель – фото товара для рекламы. Тут цель другая – продать товар. Если фотография подталкивает к покупке – она хорошая, если не подталкивает – какой бы супертехничной, художественной и профессиональной она не была, она будет плохой, так как не выполнила свою задачу. Или, например, мы снимаем портфолио модели – хорошее фото поможет ей получить заказы и сделать карьеру.

С целями вроде все ясно. Теперь посмотрим, что происходит со вторым фактором - зрителем. Действительно. Для каждого человека свои критерии оценки качества фотографий в семейном альбоме. Кому-то достаточно и незамысловатых фото на мыльницу, а у кого-то почти журнальные требования. Кто-то хочет видеть только себя на фото, а кто-то снимает достопримечательности, и т.д. А фото для рекламы. Ни одно даже самое хорошее фото не сможет продавать товар всем. Всегда есть целевая аудитория, на которую направлена данная реклама. Значит уточненная задача будет выглядеть так: хорошая рекламная фотография должна не просто продавать товар, но продавать товар вполне конкретной целевой аудитории. Есть целевая аудитория и портфолийных фотографий.

Таким образом, чтобы оценить качество фотографии нужно знать две вещи – цель создания фотографии и на кого она ориентирована.

Давайте рассмотрим более сложные примеры, например, создания творческой и художественной фотографии. Кстати, это две совершено разные вещи.

Художественная фотография. Цель – создание изображения, гармонизирующее окружающее пространство, вызывающее у зрителя положительные эмоции, основанные на следовании законам восприятия цвета, света, знании определенных образов. Причем данные образы укладываются в культуру и традиции тех людей, на которых ориентирована данная работа. С точки зрения художественности можно оценить практически любую фотографию. Не случайно на многих фотосайтах есть несколько кнопочек для оценки, и как правило, всегда одна из них – художественность.

С творческой фотографией все немного иначе. Здесь тоже есть цель, но другая. Главная задача творческой фотографии – развитие творческого начала у фотографа и модели. Дело в том, что творчество – это умение создавать что-то новое, или хотя бы думать самостоятельно, совсем не обязательно укладывающиеся в какие-то общепринятые критерии. Творчество – это критерий развития человека, но никак не характеристика результата. Более того, творческой может быть и художественная, и рекламная, и любая другая фотография. В данном случае мы говорим про творческий подход. Но при этом творческая фотография совсем не обязательно должна быть художественной, рекламной или какой-то другой… Можно ли оценить творческую фотографию? – Можно! Испытал счастье и чувства полета от творческого процесса – удача. Не получилось – получится в следующий раз.

А зачем вообще нужна творческая фотография, если она не ориентирована на зрителя. Зачем нужен творческий подход, например, в художественной фотографии или любой другой, если для них есть известные критерии? Следуй им и все!
У меня два ответа. Уровень зрителя и автора и энергетика, та невизуальная информация, носителем которой может являться изображение.

Любое художественное произведение требует подготовленного зрителя – вряд ли папуас или завсегдатай концертов группы «Руки вверх» сможет получить такое же удовольствие от классической музыки, как и выпускник консерватории. И это не случайно – восприятие прекрасного нужно в себе развивать, воспитывать, если хотите. Делать это можно с помощью регулярного общения с прекрасным – читать хорошие книги, слушать хорошую музыку, ходить в театр и т.д. Но кроме этого можно заниматься и творчеством. Например, играть в любительском театре, писать стихи, играть на музыкальном инструменте. И пусть вы не соберете аншлаг в Большом театре, но то, что любое творчество позволит вам чувствовать прекрасное в окружающем мире и сделает счастливее – факт. И творческая фотография здесь не исключение. Есть и другая сторона – неподготовленному зрителю бывает очень трудно оценить хорошую фотографию другого автора. Отсюда так часто можно столкнуться с прямо противоположенными оценками одной и тоже фотографии разными людьми.

Есть даже старая присказка: Если Вас перестали понимать, знайте, Вы не стали что-то делать хуже, а просто вышли на новый уровень. Как ни печально, это действительно так. И многие мастера оказываются перед непростым выбором, идти дальше в своем развитии, или спуститься на уровень ниже, но обеспечивающий внимание и почитание широкой аудитории. Однако, это уже другая история.

Но есть и другой аспект. Приведу примеры. Почему оригинал картины ценится в миллионы раз больше, чем репродукция или подделка. Хотя изображение одно и то же. Или иконы. Почему перед написанием иконы художник должен был долго поститься, молиться, да и вообще далеко не каждый мог и может писать иконы. А почему такая огромная разница между новой иконой и старой, как говорят, намоленной? Почему некоторые предпочитают пленку, да еще и сами возятся с проявкой и печатью? Почему говорят про магию большого формата? Почему для многих фотография не существует, пока она не напечатана на бумаге? Я написал, что папуас не сможет получить всей полноты удовольствия от классической музыки… Да, не сможет. Но хорошая музыка действует не только на папуасов (и чего я к ним привязался), но даже на животных…

Я считаю, что дело в энергетике. В том, сколько души и энергии вложил автор в свою работу. С какими чувствами и эмоциями он ее создавал. А материальная основа позволяет передавать эту энергию гораздо лучше, чем пиксели в мониторе.
Так вот как раз критерий оценки творческой фотографии – это то, что находится за кадром. Ведь в творчестве – главное создание, а создание невозможно без отдачи, без энергии, без чувств. Уметь чувствовать энергию и внутреннюю жизнь окружающего нас мира – тоже непростая наука, которая впрочем, на мой взгляд, доступна почти любому человеку. Было бы желание развивать в себе творческое начало.

Итак, подытожим. Оценить можно любую фотографию, если знать цели и аудиторию, на которую она ориентирована. И, конечно, нужно быть экспертом в данной области. В большинстве же случаев проблема оценки фотографий состоит в том, что они либо оцениваются не той аудиторией, на которую ориентированы (ошибочно показываются не той аудитории), либо оцениваются без учета целей создания, либо оцениваются недостаточно подготовленной аудиторией.

Данные умозаключения могут позволить недалекому автору списать невысокую оценку своих работ на неподготовленность рецензентов. Однако, чаще всего это не так – плохих или откровенно слабых работ очень много. Поэтому любая негативная оценка – повод для движения вперед и дальнейшего поиска и развития. А вот положительная оценка должна заставить задуматься – не застрял ли автор на самом низком, массовом уровне… и заставить не гордиться собой, а продолжать поиски и двигаться дальше с еще большим рвением… хотя, конечно, все зависит от того, какие цели ставит перед собой автор.


promo rider7 september 24, 2019 17:13 Leave a comment
Buy for 30 tokens
Друзья, на этот год еще есть места в две наших самых прекрасных и удивительных поездки - в юбилейную, 10-ю по счету Мьянму и к Морским цыганам на Борнео. Мьянма с 23 октября по 4 ноября. И Борнео с 7 по 18 ноября. Подробную программу в Мьянму можно посмотреть вот здесь:…

  • 1
А вот ЖЖ хорош тем, что можно общаться с близкими по духу людьми, а для оценок общей популярности всегда можно топ посмотреть :)

  • 1