На крыше

Чувства, мысли и… Фотография

Previous Entry Share Next Entry
Рассвет над рисовыми полями и кормление монахов
rider7
Мьянма, озеро Инле, наш коттедж стоит на берегу озера, окна выходят на рисовые поля, небольшую деревеньку, расположенную за ними, и синеватые горы.



Эстетическим шоком в хорошем смысле этого слова было все, с того момента, как мы увидели озеро. Но раннее утро было чем-то особенным. Вообще Инле – рай для пейзажных фотографов, солнце еще не встало, а на улице уже светло, светло задолго до того момента, как первые лучи солнца появятся из-за верхушек невысоких гор, окружающих озеро. Такая же ситуация с закатом, еще где-то час после захода солнца на озере светло и можно снимать.



Я никогда не снимал пейзажи, меня всегда больше интересовали люди, и тут, увидев, что уже светло, натянул штаны, обулся, схватил камеру, без сумки, просто так в руки, побежал через поле в соседнюю деревню с надеждой застать монахов, которые каждое утро собирают еду у местных жителей.




Этот процесс, так называемого кормления монахов, сохранился далеко не во всех странах, считающихся буддийскими. При том, что это не просто традиция, для меня это важнейший показатель того, что религия в стране сохранила свое содержание, а не превратилась в красивый ритуал, лишенный смысла. Монахи зависят от той еды, которую им дают местные жители, это дает правильное мироощущение монахам, что очень важно. Это возможность для местных жителей жертвовать и заботиться о монахах. Это теснейшая связь между религией и простыми жителями, поддерживаемая каждый день и передающаяся от родителей к детям.



Я думаю, многим из наших церковных служителей было бы полезно пройтись ранним утром босиком по домам своих прихожан, собирая еду, и понимая, что от этого зависит, будет у них сегодня пища или нет. Но это уже мечты и отступления…



От бунгало, в котором мы жили, до деревни около километра через рисовые поля. В этот момент я вдруг резко понял пейзажных фотографов, когда вокруг такая красота не снимать невозможно. И как-то для себя само-собой решилось, что в следующую поездку я потащу с собой штатив, градиентные и прочие фильтры… опять же не столько ради результата, сколько ради процесса, который сродни медитации. Особенно, когда кругом так красиво. Хочется не просто передать увиденное, но выразить свое отношение, признаться в любви к окружающему миру.



Вот эти мои размышления были грубо прерваны укусом комара. Именно на рисовых полях их больше всего, даже, когда уже рассвело. А малярию никто не отменял, и лишний раз рисковать здоровьем, даже ради такой красоты, как-то не хотелось. Поэтому бегу я через рисовые поля, подпрыгивая и отмахиваясь от комаров, периодически, щелкая затвором.



Примерно в таком виде я и прибежал в монастырь. Нужно сказать вовремя. Монахи как раз выстроились в линейку, чтобы идти за едой. Мое появление явно привлекло к себе внимание. Причем почти магическое. Я для них явно был чем-то экзотическим, да еще с дурацкой счастливой улыбкой на лице. Заставить хоть кого-нибудь из молодых монахов отвести взгляд от меня и фотоаппарата было практически невозможно. Но мое появление никак не повлияло на распорядок их жизни, и в назначенный момент, разделившись на две части, монахи ушли в деревню за едой. Тут меня ждало еще одно открытие. Со стороны казалось, что монахи идут очень спокойно и расслаблено. И это действительно так. Но скорость, с которой они передвигаются очень высокая. Пытаясь обогнать их, чтобы сфотографировать идущих спереди молодых монахов, мне приходилось почти бежать, что немало их веселило.



Вообще в монастырь может уйти почти любой желающий, часто на время, чтобы отрешится от страстей и проблем, привести в порядок душу и сердце, обрести гармонию перед важным событием в жизни. Я слышал, что есть монастыри, в которые могут прийти и европейцы. Для детей же монастырь часто оказывается чем-то вроде духовной школы. Это еще раз показывает тесную связь религии и жизни простых людей.



Религия это не материальное понятие. Ее качество нельзя увидеть, потрогать, оценить привычными нам методами. Можно только почувствовать. Приходишь в монастырь и ощущаешь собственную гармонию, мир в душе, легкость и радость. Это так просто, и так сложно бывает прийти к этому в обычной жизни.



В Мьянме я ощущал это очень во многих монастырях. Ведь буддизм это одна из трех мировых религий, и при всех различиях с близким нам христианством, по сути разница не так уже велика. Вряд ли такое возможно в какой-нибудь африканской или другой языческой стране. Возможно, именно поэтому подсознательно я выбираю для поездок страны, в которых исповедуют одну из мировых религий. И уже давно никак не могу решиться на Африку и Индию.



На обратном пути я встретил пожилого европейца из нашего отеля, он приехал с женой, а сейчас, так же как и я, в одиночестве вышел пройтись до деревни и обратно. На вид ему было лет 70, но держался он отлично. Первые лучи солнца уже показались из-за гор. Мы поздоровались, он подмигнул мне, как будто знал какую-то тайну, известную только нам двоим в целом мире, и пошел дальше. А я пошел назад в отель. Принял душ. Переоделся. И пошел наслаждаться завтраком с видом на озеро.











Спасибо!


  • 1
В марте этого года мы тоже ездили в Мьянму. И конечно , посетили весь туристический треугольник - Баган - Мандалай - Илие - (Бенгальский залив)

И конечно посетили несколько монастырей, посмотрели шоу "кормление монахов".

ЧИтаю ваш пост, вижу знакомые пейзажи и портреты. Но у меня сложилось совсем другое впечатление от буддизма и монашества.

Сразу вспоминаю историю буддизма - кровавые "крестовые походы", во время которых воровали зубы и волосы Будды. Иногда украсть не удавалось, но всё равно крови человеческой лилось немерено.

Сектантство. Да, буддизм, как и все религии не избежал разделение на секты по принципу богатства монастырей в пику пропаганды бедности. Сторонники бедности отделялись от официальных богатых школ, уходили в леса, основывали свои бедные монастыри.. А представители официального (богатого) буддизма, ходили на сектантов-отделенцев войной. Тоже кровавые страницы.

И борьбу за власть с светскими властями буддисты не избежали.

Сегодня мало кто знает историю этой религии и мы уже привыкли не задумываясь о ей прошлом, восхищаться толерантностью и пацифичностью буддистов. Вот будет христианству и исламу 5000 лет, тогда и они успокоятся. :) Просто буддизм уже старая религия, воевать устали....

И кормление монахов в монастыре, это уже скорее шоу для туристов, чем религиозный обряд. КОнечно бедные мьянмарцы кладут в двухлитровые горшки еду, но это не основная еда. Основное питание монастыря - пожертвования богатых мьянмарцев. Которые, за своё пожертвование, получают право наблюдать за поеданием монахами того, что они принесли в монастырь. Кстати, тарелки у монахов большие и порции еды огромны. А то, что недоели - забирают из столовой с собой - потом доедят :)

Мьянма - страна очень бедная. И действительно - отдать ребёнка в монастырь на каникулы - это значит что он будет сыт. Не каждая семья может обеспечить прокорм своим детям. А взрослые, не имея возможности учиться, поступают в монастырь на время учёбы. Днём они посещают лекции, вечером работают в монастыре монахами (как наши студенты в мадонольдсах :)), таким образом у них есть где жить, что есть, и что носить - монашескую униформу им выдают. Так бедные мьянмарцы получают шанс получить образование.

И вообще, каждый буддист должен "сходить в монахи" не менее двух раз за жизнь и не менее, чем на две недели. Так что монашество в мьянмарском буддизме дело вполне себе светское и государственно важное - способ прокормить беднейшее население и дать возможность учиться бедным студентам.

И конечно же всё население ближайших деревень кормит "своих" монахов - они же из их деревни. Сегодня сосед монашествует и ты его кормишь, завтра он вернётся в семью а ты пойдёшь в монахи, и уже сосед будет кормить тебя. :)

Спасибо большое за такой развернутый пост. У каждой вещи всегда есть две стороны, все зависит от того, что мы хотим видеть и видим в итоге. А что видим, то и получаем. Кто-то приходит в церковь, чтобы быть ближе к Богу, а кто-то ради комфортной жизни на подаяние прихожан. Естественно эти люди все будут видеть совершенно в разном свете.

Мне кажется у Вас очень прагматичный взгляд на происходящее. То о чем Вы пишите, больше имеет отношение к людям, чем к самой религии, печальные факты можно найти в любой истории. Вы правы насчет тесной связи религии и жизни обычных людей, но видите в этом только прагматичную сторону, а это не так, это именно то, что обеспечивает мощную духовную базу для всего народа, если корректно так сказать. И я совершенно не согласен, что кормление - это шоу, что это не так, Вам скажут очень многие люди, которые живут в этой и других буддийских странах. Попробуйте каждый день найти человека, которому действительно нужна помощь, и отдать ему что-то, пусть 10 рублей, но искренне, от чистого сердца. Вы увидите как это повлияет на Вас. И то, что это есть в культуре всей страны, очень благотворно влияет на ее жителей. А это один из многих аспектов жизни людей.

А потом мы смотрим на них и удивляемся, как им удается жить так гармонично и быть счастливыми, несмотря на бедность и многие проблемы. А нам, несмотря, на все наши достижения очень часто не удается.

Конечно, это мои субъективные мысли и я могу ошибаться, но они подкреплены чувствами и я в них сегодня верю.

Честно, я не замелила особой гармонии и счастья в Мьянме. Я очень любопытна и всегда разговариваю с людьми. Либо люди бьются за каждый кьят ради прокорма, либо просто ленятся. В деревнях вошло в моду мужчинам жить за счёт заработков жён, которые едут в города, работать на туристов.

Попрошайничество там пока ещё не так развито, как в других нищих странах (сказывается многолетние правление военной хунты, когда за разговор с иностранцем могли и посадить), но навязывание услуг и ТРЕБОВАНИЕ денег за оплату этих услуг - увы, уже есть. И поддерживается на государственном уровне.

Да, очень распространена и популярна работа в монастырях. Вроде бы даром. А когда начинаешь разговаривать с помощниками, прорисовывается чёткое представление об оплате за труд - больше работаешь, больше денег и материальных благ получишь в будущей жизни. Просто оплата отложена на будущее.

А шоу..... Когда я в монастыре наблюдала за этим проходом монахов сквозь строй фотографирующих их туристов..... мне стало так неловко, стыдно даже. Так в зоопарке заранее объявляют время кормления животных, чтобы привлечь бОльше туристов. Сегодня это уже действительно шоу.

На берегу Бенгальского залива, уже на пляже, разговорилась с монахом. СОвершенно светский человек, со свободным английским, с фотоаппаратом крутым. И с интересами абсолютно светскими - поболтать, потусить, похвастаться своею техникой и снимками.

Не стоит выделять буддизм из ряда других верований людей. (буддизм, это всё таки не совсем религия) И не стоит выкидывать "слов из строки" - кровавое, сектантское и агрессивное прошлое у буддизма тоже было. Он просто пережил уже этот период подросткового экстремизма. Что позволяет надеться что лет через 2000 религиозные воины вовсе утихнут. Если не придумают новую религию, которая начнёт агрессивно захватывать умы.

Сегодня для Мьянмы буддизм это скорее способ физически выжить - возможность учиться бедным студентам, пионерские лагеря для детей из нищих семей. Ну и конечно торговля. Мало того что собирают деньги с иностранцев за каждый шаг :), так ещё и все храмы и памятники окружены базарами и рынками. И бойко торгуют. Без такой материальной реальной помощи половина мьянмарцев просто умрёт с голоду.

:))

Я наверно не смогу Вас переубедить, 10 лет назад я ездил по деревням, разбросанным вдоль Волги, Марий Эл и другие республики. Общался с людьми. Работы нет, натуральное хозяйство, но делать ничего не хотят, зимой беспробудное пьянство... и очень много ожесточенных людей. Можно не вдаваться в подробности, в историю, не искать виноватых, просто посмотреть в глаза человеку, ощутить его энергетику... Я не хочу сказать, что везде так, все так, и возможно сейчас многое изменилось, но это было...

Также я общался с простыми людьми в Мьянме, специально подальше от туристических мест, на уровне взглядов, чувств, и энергетики... и поверьте, разница огромная. Это достаточно один раз почувствовать. И Буддизм играет тут важнейшую роль.

И Буддизм играет тут важнейшую роль

Не стала бы выделять буддизм.

Любая искренняя Вера человека в светлое наполняет жизнь человека особым смыслом и светом.

Светские учения буддизм, или конфуцианство, ничуть не богаче любых религий.

:) Для примера - вспомните пламенных революционеров, верующих во всеобщее коммунистическое братство. Они были готовы облагодетельствовать весь мири своею святою верой и любовью.

А вот тут я поспорю :)) Как раз очень важно, во что мы верим, так как именно цель определяет итог, к которому мы придем. В светлое будущее, как Вы правильно заметили, мы тоже долго верили, к чему пришли в итоге, всем известно :)

:))) Не вижу в ваших словах элемента спора.

Цель христианина - попасть в Рай, к престолу Бога.

Цель мусульманина - попасть в Рай, где прекрасные гурии будут ублажать его и выполнять все его желания.

У индуистов тоже рай ассоциируется с прекрасными аспарами. :)

Цель буддиста - заработать себе новую жизнь, богаче нынешней.

Цель пламенного революционера - создать Рай на Земле в этой жизни и сразу для всех, а не только для себя.

И чем заканчивается Путь каждого человека, нам не ведомо.

И, к стати, наш путь, Путь потомков этих рЭволюционеров, ещё не закончился. Кто знает, что у нас там ещё за Рай будет. Да и кто из нас, сегодняшних, верит в идеалы наших дедов?

Так какая разница во что верить и какие требы исполнять. Лишь бы это было в радость себе и не в ущерб соседу.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account