rider7 (rider7) wrote,
rider7
rider7

Categories:

Субъективные правила творческой фотосъемки




Когда начинаешь заниматься фотографией волей-неволей в том или ином объеме всегда знакомишься с правилами, как нужно снимать, чтобы получилась хорошая картинка. Как пользоваться фотокамерой, какие должны быть выдержка и диафрагма, откуда должен падать свет и как правильно выстроить композицию кадра. Так я начинал снимать. Постепенно, все больше времени уделяя творческой фотографии, я стал одно за другим нарушать эти общепринятые правила получения хорошего снимка. В результате у меня выстроились свои субъективные правила творческой фотографии, которыми я и хочу поделиться. Может быть, слово "правила" здесь и не совсем уместно, но назову так. Возможно, кому-то это покажется интересным или знакомым.


1. Цели и задачи.

Чем отличается творческая съемка от любой другой? От семейной, рекламной, свадебной, репортажной и т.д. Все эти виды съемки вполне регламентированы, они имеют свои каноны, свой формат, свою целевую аудиторию, которая и задает законы для каждого жанра. Это съемка для кого-то. Она решает вполне определенные задачи. И чем успешнее она это делает, тем профессиональнее фотограф, её выполняющий. Творческая же фотосъемка – это в первую очередь для себя. Это возможность больше отдавать, чем получать, не завися от результата. Это возможность творческого развития, возможность собственной гармонизации, возможность почувствовать красоту и гармонию окружающего мира, прикоснуться к чему-то более тонкому и незримому. А на самом деле просто возможность быть счастливым.
Именно поэтому в творческой съемке в отличие от всех других процесс зачастую важнее результата. По крайней мере так для меня.

2. Внутреннее состояние во время съемки.

Может быть, для кого-то это банальная вещь. Но для меня всегда очень важен внутренний настрой. Знаете, это как про еду, если хозяйка готовит с любовью, то и еда будет вкусной и полезной, а если со злостью или с обидой, то таким обедом можно отравиться, либо как минимум он будет невкусным. Тоже самое и с фотографией. Снимать нужно с любовью. Это наверно самое главное правило, относящееся не только к фотографии, но и вообще к жизни.

3. Идея.

Идея в творческой фотографии очень сильно отличается от идеи в любом другом жанре. Здесь это не конечная точка, а отправная. В той же рекламной фотографии мы всегда знаем, что должны получить в результате и к чему прийти, здесь же идея нам нужна только как начало пути, точка старта. А дальше начинается творчество, и куда оно нас приведет в итоге, никто не знает. В этом и прелесть творческой фотографии, ее интрига.

Еще один важный момент – нужно верить в идею. Понимать, что то, что ты снимаешь – это то, во что ты действительно веришь, то что важно именно для тебя. Всегда есть искушение снять для кого-то, ради отзывов на сайте или одобрения друзей и знакомых, снять то, что будет хорошо воспринято. Это хорошо, но это путь в лучшем случае к художественной фотографии, но не к творческой. Можно обманывать других, но всегда нужно стараться быть честным с самим собой.

4. Модели.

Кого приглашать на творческую съемку? Что важно при выборе модели? Модель в творческой съемке очень важна. Это равноправный участник процесса. От модели зависит очень многое. И как ни странно для меня сегодня идеальными являются непрофессиональные модели, иногда люди с улицы, но в тоже время, имеющие отношение к творчеству, танцующие, рисующие и т.д.
Сложнее всего с профессиональными моделями и актерами (актрисами). Это потрясающие люди, работать с ними одно удовольствие, но… это как пластилин – может принять любую требуемую форму, можно слепить любую маску. Но когда показываешь дорогу, предлагаешь закрыть глаза и просто пройти по ней, человек теряется… не хватает режиссера, который скажет, что и когда нужно делать. А в творчестве, как и в жизни, человек сам каждую секунду так или иначе реагирует на окружающий его мир, без подсказок и сценариев.

Но если актер или профессиональная модель хоть не надолго забывают о сценарии, о том, что с этого ракурса они выглядят хорошо, а с этого не очень, и начинают просто импровизировать и жить во время съемки, не думая о результате... он получается потрясающим.
Очень важно, чтобы модель могла выразить свои чувства. Идеальной модели достаточно дать отправную точку, идею съемки, и дальше идет развитие темы на уровне чувств, эмоций, пластики. Это танец, не требующий четкого сценария, который может развиваться и меняться в процессе.
Модель для меня очень важный человек – это соавтор и единомышленник. И я очень люблю всех людей, с которыми я работаю.

5. Играть или не играть.

Не все фотографии выражают радость и веселье, не всегда на фотографиях нужно показать счастливого человека. Должен ли человек действительно испытывать отрицательные эмоции? Я считаю, что никогда. Любая фотография должна нести положительный настрой, и в самой мрачной ситуации должен чувствоваться выход. Кроме того, творчество всегда делает нас счастливыми, и заставлять себя испытывать ради этого горе абсурдно.
Творческая фотография – это театр, зачастую театр абсурда без режиссера и сценария. Но абсурдность его только внешняя, кажущаяся. Чтобы не скатиться в пропасть должен быть внутренний стержень, положительный настрой. Это то единственное, что должно быть настоящим, все остальное можно и нужно играть.

6. Свет.

Свет – это основа фотографии. В большинстве случаев фотографы стараются пользоваться импульсным светом, так как он дает более четкую и качественную картинку. Однако в случае с творческой фотографией, я бы рекомендовал относиться к нему очень осторожно. Импульсный свет убивает движение, убивает жизнь, останавливает время. Кроме того, гораздо приятнее видеть, что ты снимаешь. На фотографиях, сделанных без вспышек, лучше чувствуется и время и пространство. А это очень важно для творческой съемки. Это основное. Кроме того неисчерпаемый источник для экспериментов это всевозможные комбинации разных источников света с разной температурой – постоянного и импульсного, искусственного и дневного… То что любые стандартные схемы постановки света являются не более, чем отправными точками для собственных опытов, я думаю даже не стоит и писать.

7. Выдержка.

Для каждого фокусного расстояния объектива существует свое минимальное значение выдержки, необходимое для получения четкого изображения – это знают все. Но кто сказал, что оно нам всегда необходимо. Что если поставить камеру на штатив и задать выдержку 10 с, 20с, минуту… В кадре не просто проявятся пространство и время, но они выступят соавторами фотографии. Фотография из статичной картинки может превратиться в живую историю со своим сюжетом, с началом и концом, ведь на ней уже запечатлено не мгновение, а пусть небольшой, но отрезок времени.

8. Резкость.

Мы привыкли автоматически фокусироваться на глазах человека, а если нужно больше четкости, можно зажать диафрагму. Иногда это действительно необходимо. Но с фокусировкой тоже можно поиграть. Особенно, если отключить автоматический режим и наводить вручную. Ведь фокусом можно по-другому расставить акценты, иногда добиваясь неожиданного эффекта.

9. Творческий реквизит.

Иногда для съемки достаточно простого фона, камеры с объективом и одного источника света. Но рано или поздно появляется желание разнообразить съемку, для этого можно использовать специально придуманные приспособления, вроде всевозможных насадок на свет или специальных фильтров, а можно… использовать обычные вещи из нашего окружения. И чем обыденнее вещь, тем интереснее может быть результат. Ведь давать новую жизнь окружающим нас предметам, это тоже творчество.
Например, обычный защитный фильтр в сочетании с вазелином. Позволяет получить софт-эффект различной силы в рамках одного кадра. Впрочем, на поверхность фильтра можно нанести не только вазелин… и получить самые разнообразные эффекты. Или зеркала. Бездонный источник вдохновения. Причем в зеркалах можно снимать не только отражение модели, но и снимать через зеркало, фокусируясь на отражении - попробуйте взять маленькое зеркальце, размером с ладошку, и сфотографировать через него окружающий мир. А еще помимо обычных зеркал можно использовать и кривые. Так называемый зеркальный пластик. Он дает не только интересные отражения, но и позволяет получить интересный световой рисунок, если снимать в отраженном от него свете. Продолжать можно бесконечно. Ведь, если посмотреть на окружающие нас вещи с фотографической точки зрения, можно найти множество удивительных и неожиданных решений.


10. Развитие.

Все вышеописанное, это лишь маленький кусочек моего сегодняшнего восприятия творческой фотографии. Но если отказаться от творческого процесса и начать руководствоваться даже такими правилами, творчество просто умрет, а развитие остановится. Правила нужны любому человеку, но они должны меняться, развиваться и трансформироваться вместе с ним, с его творческим ростом. Сегодня я думаю так, завтра буду думать по-другому. То, что я написал, хорошо для меня сегодняшнего, но может совсем не подходить мне завтрашнему. И это нормально. Это жизнь.


И просто так несколько моих очень любимых фотографий разного времени.
























Спасибо!
Tags: Фотосъемка Творчество, слова и мысли
Subscribe
promo rider7 december 27, 11:28 Leave a comment
Buy for 30 tokens
Совсем скоро состоится наше удивительное путешествие в волшебные миры Сиккима. Группа небольшая и очень душевная. Поездка без спешки с полным погружением. Горы, монастыри, пуджи, люди, чайные плантации, фотография... чудеса и открытия за каждым поворотом. Присоединяйтесь! Длительность 14 дней.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments